Смазка подшипников каченияСмазочный материал для высокоскоростных подшипников должен обладать малой вязкостью, пологой вязкостно-температурной характеристикой и способностью образовывать на металлических поверхностях прочные молекулярные пленки. Особое значение имеет термостабильность масла. Быстроходные опоры смазыват, как правило, тонкораспыленным маслом, что приводит (вследствие резкого увеличения поверхности соприкосновения с воздухом) к быстрому окислению масла. Нерастворимые продукты окисления вызывают загустевание масла и образуют плотные отложения на металлических поверхностях (закоксовывание подшипников). Для смазки подшипников качения, работающих при умеренных температурах (<200 градусов Цельсия), применяют минеральные масла тонкой очистки с противоокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками (коллоидальный графит, силиконы, органические соединения Р (трикрезилфосфат) и S (дибензолдисульфид)). При более высоких температурах используют синтетические фторуглеродные, полифенилэфирные и парафиновые смазочные материалы (предельная длительная температура 300-350 градусов Цельсия). Масло подают в тонкораспыленном виде непосредственно на поверхности качения в строго дозированных количествах. Избыток масла, а также застойные явления (скопление масла на рабочих поверхностях, особенно в беговых канавках наружных обойм) резко увеличивают гидродинамические потери, вызывают перегрев и приводят к быстрому разрушению подшипников (радиально-упорные шариковые подшипники с открытыми наружними беговыми дорожками имеют в этом отношении определенное преимущество перед радиальными). Для непрерывного теплоотвода от подшипника применяют циркуляционные системы смазки. СТРУЙНАЯ СМАЗКАПри струйной смазке масло, подаваемое сжатым воздухом под давлением 0,5-1 МПа, направляют на рабочую поверхность внутренней обоймы с таким расчетом, чтобы оно вращением тел качения отбрасывалось к периферии подшипника. Отработанное масло удаляется через вырезы на наружной поверхности сепаратора. В подшипниках нагруженных осевой силой, и в радиально-упорных подшипниках целесообразно подавать масло со стороны действия осевой нагрузки. При поступлении масла с обратной стороны подвод масла к точкам контакта затрудняется. ЦИРКУЛЯЦИОННАЯ СМАЗКАСистема циркуляционной смазки масляным туманом почти полностью устраняет гидродинамические потери, снижает коэффициент трения и обеспечивает интенсивный теплоотвод от подшипника при умеренном расходе смазочного материала. Однако эта система сложнее, чем струйная смазка. |