Радиальные подшипники каченияОДНОРЯДНЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ШАРИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯОднорядные радиальные шариковые подшипники предназначены для восприятия преимущественно радиальных нагрузок, но могут одновременно нести значительные осевые нагрузки. В подшипниках этого типа шарики катятся в беговых канавках, профилированных дугами окружностей радиусом, примерно равным 1,03 радиуса шарика. Шарики заключают в штампованные из листовой стали или массивные сепараторы, предупреждающие трение между шариками и обеспечивающие равномерное расстояние между ними. Осевая жесткость шариковых подшипников невелика. Осевое перемещение внутреннего кольца относительно наружнего под высокой нагрузкой достигает нескольких десятых миллиметра. Жесткость парных установок можно повысить предварительным натягом подшипников. Однорядные шариковые подшипники благодаря точечному контакту обладают наименьшим среди всех подшипников коэффициентом трения и наиболее приспособлены для высоких частот вращения. ДВУХРЯДНЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ШАРИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯДвухрядные радиальные шариковые подшипники отличаются повышенной несущей способностью, но более чувствительны к перекосам. ДВУХРЯДНЫЕ ШАРИКОВЫЕ СФЕРИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯДвухрядные шариковые сферические подшипники, обладающие самоустанавливаемостью, применяют в установках, где возможны упругие деформации вала или смещение оси одного подшипника относительно оси другого. Снижение радиальной несущей способности вследствие неблагоприятной для контактной прочности формы беговой дорожки наружной обоймы компенсируется наличием двух рядов шариков. Форма беговой дорожки у сферических подшипников не позволяет нести значительные осевые нагрузки. Осевая жесткость их невелика. ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯШариковые радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия одновременно радиальных и осевых сил. Форма беговой дорожки наружной обоймы позволяет увеличить число шариков, что повышает несущую способность подшипника. Разъемные радиально-упорные подшипники допускают беспрепятственное снятие наружнего кольца; в неразъемных подшипниках наружная обойма зафиксирована на шариках неглубокой закраиной беговой дорожки. Последняя конструкция удобнее для монтажа подшипника в узле. Одиночную установку радиально-упорных подшипников применяют только при постоянной по направлению осевой нагрузке. В большинстве случаев применяют парную установку, замыкаемую затяжкой обойм (наружных или внутренних). Сдвоенные радиально-упорные подшипники выпускают с заранее установленным зазором, выбираемым при затяжке. Радиально-упорные подшипники в парной установке с натягом обеспечивают практически беззазорное центрирование и осевую фиксацию вала. Применяемые иногда неразъемные радиально-упорные подшипники двустороннего действия лишены этого преимущества. РАДИАЛЬНЫЕ РОЛИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯРадиальные роликовые подшипники предназначены для несения высоких радиальных нагрузок пи отсутствии осевых. Повышенная несущая способность роликовых подшипников (в 1,5-2 раза большая, чем одинаковых по размерам шариковых подшипников) обусловлена линейным контактом между роликами и беговыми дорожками, а также увеличенным числом роликов. Одну из обойм подшипника, обычно внутреннюю, реже наружную, выполняют с буртиками, направляющими ролики при их движении по беговым дорожкам. Вторую обойму деляют гладкой. Подшипники этого типа допускают известную свободу осевого перемещения одной обоймы относительно другой; их часто применяют в качестве плавающих опор. Подшипники с буртиками на обеих обоймах могут нести небольшие осевые нагрузки; их используют для фиксации валов. Роликовые подшипники с длинными роликами отличаются повышенной несущей способностью и меньшими радиальными размерами. Направление роликов при движении хуже, чем в подшипниках с короткими роликами, поэтому иногда применяют многорядную установку коротких роликов в общем сепараторе или пользуются двухрядными роликовыми подшипниками. ИГОЛЬЧАТЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯИгольчатые подшипники с роликами малого диаметра и большой длины применяют при стесненных радиальных размерах для несения повышенных радиальных нагрузок при малых частотах вращения. ЦИЛИНДРОСФЕРИЧЕСКИЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯЦилиндросферические подшипники, у которых торцы роликов выполнены по сфере, могут наряду с радиальными нагрузками воспринимать довольно значительные осевые нагрузки. Условие чистого качения на торцах роликов в этих подшипниках не соблюдается. ДВУХРЯДНЫЕ РОЛИКОВЫЕ САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕСЯ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯДвухрядные роликовые самоустанавливающиеся подшипники с бочкообразными роликами выгодно отличаются от сферических шариковых подшипников повышенной радиальной и осевой несущей способностью. Условие чистого качения в этих подшипниках соблюдается не полностью. КОНИЧЕСКИЕ РОЛИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯКонические роликовые подшипники применяют для восприятия высоких радиальных и осевых нагрузок. Промышленность выпускает сдвоенные и многорядные крупногабаритные конические роликовые подшипники, предназначенные для несения особо высоких нагрузок. |