Подшипник жидкостной смазки как саморегулирующая системаПодшипники скольжения устойчиво работают в широком диапазоне эксплуатационных режимов. Это объясняется их способностью приспосабливаться к различным условиям работы благодаря свойству смазочных масел менять вязкость с изменением температуры. Большие зазоры неблагоприятны для несущей способности, но способствуют уменьшению трения и увеличению прокачки масла. Рабочая температура подшипников с большим зазором меньше; повышенная благодаря этому вязкость масла компенсирует их малую несущую способность. Этим объясняется способность подшипников скольжения работать даже при довольно значительных износах. Подшипники с малым зазором вследствие повышенного тепловыделения работают при высокой температуре; однако пониженная вязкость масла компенсируется свойственной этим подшипникам высокой нагружаемостью. Аналогичную способность саморегулирования подшипник проявляет и при колебаниях рабочего режима. Если, например, возрастает удельная нагрузка, то характеристика режима падает, а с ней уменьшается и минимальная толщина масляного слоя; подшипник приближается к режиму полужидкостной смазки. Однако с понижением масляного слоя одновременно падает коэффициент трения и снижается тепловыделение. В результате повышается вязкость масла, отчего прежнее значение характеристики режима полностью или частично восстанавливается, и подшипник переходит в состояние устойчивого равновесия. Если повышается температура подшипника, то рабочая вязкость масла падает, толщина масляного слоя уменьшается, и может произойти заедание. Однако с понижением вязкости падает коэффициент трения и уменьшается тепловыделение. В результате устанавливается новое состояние равновесия. |